Что защищает подростковая агрессия?

Цель данной работы – показать возможность нового взгляда на природу агрессии и обозначить способы обращения с ней, альтернативные традиционным.

Общепринятый в социуме взгляд на агрессию причисляет ее к числу человеческих пороков, и это не случайно. Очевидно, что в социальной жизни проявляемая человеком агрессия играет роль деструктивного элемента, который вносит в жизнь общества компонент неуправляемости и непредсказуемости. В обществе не принято быть агрессивным. Поэтому одной из основных задач воспитания подрастающего поколения является привитие этических норм и навыков культурной жизни. Этому мы стремимся научить наших детей.

Какова обычно первая реакция в ответ на проявление агрессивного, или даже просто активного и шумного поведения у детей? Родители или воспитатели стараются тут же урезонить не в меру расшалившееся дитя, утихомирить его, либо встречным агрессивным действием вернуть его в рамки принятого, приемлемого в обществе поведения. Если взглянуть глубже, можно увидеть, что проявление агрессии, за исключением случаев тяжелых психопатических отклонений, связано с блокированием одного из основополагающих движущих мотивов личности, однако никто из воспитателей не задумывается о причинах ее возникновения и способах адекватного использования «послания», которое содержит в себе агрессия.

Что нового дает взгляд на агрессию с позиции экзистенциально-аналитического подхода? Основатель теории экзистенциального анализа и логотерапии Виктор Франкл, полагал, что «для человека характерна специфически человеческая форма агрессии – ненависть, и она не может быть понята с точки зрения инстинктивно-динамических подходов. Такое понимание оставляло, как считал Франкл, пространство для персонального решения, с которым связано ответственное обхождение человека с агрессией». Альфрид Лэнгле, ученик Виктора Франкла, последовательно развивающий теорию экзистенциального анализа, вступает в полемику со своим учителем и пишет о том, что недостаточно рассматривать агрессию как «защитную динамическую реакцию на утрату экзистенциального вызова», который, однако «может быть восстановлен, если человек берется за выполнение наполненных смыслом задач». Альфрид Лэнгле, создавший стройную и цельную теорию четырех фундаментальных мотиваций человека, отводит агрессии иное место. Феноменологически рассматривая пережитую пациентами агрессию, А.Лэнгле обнаружил в ней не только психодинамическую, защитную, охраняющую витальность функцию, но и экзистенциальную – существенную для жизни – составляющую. В связи с этим появилась возможность системного понимания агрессии в экзистенциальном анализе и «словно сама по себе, сложилась первая экзистенциально-аналитическая структура агрессии».

Чтобы понять эту структуру, необходимо ознакомиться с системой основополагающих представлений, на которых базируется теория А. Лэнгле.

Одним из ключевых понятий в экзистенциальном анализе является так называемая «исполненность» жизни, то есть такое ее проживание и переживание, которое ощущается человеком как хорошее и правильное, наиболее соответствующее лично ему, приносящее чувство глубокого удовлетворения результатами его деятельности, осмысленное и важное не только в настоящем, но и для будущего. Для того чтобы человеческая экзистенция могла «исполниться», у человека должна присутствовать готовность жить свою жизнь, которая означает возможность действовать, двигаться в сторону того, что его в жизни притягивает, интересует, манит: человеку нужна мотивация - побуждение к движению. Опыт работы А.Лэнгле с самыми разными пациентами показал, что для исполненной экзистенции людям необходимо выполнение четырех основных условий, выстроенных в некоей иерархии. Они получили название экзистенциальных фундаментальных мотиваций.

Короткая формулировка этих мотиваций звучит так:

1ФМ - мочь быть;

2ФМ - любить жить;

3ФМ - иметь право быть самим собой;

4ФМ - действовать осмысленно.

Первой из них - важнейшим условием, без выполнения которого невозможно ни одно последующее - для человека является сама возможность бытия-в-мире*, что означает готовность увидеть и принять имеющиеся реальные условия своей жизни и выдержать те из них, которые принять невозможно. Если человек может это сделать, он не испытывает страха перед своей жизнью и не нуждается в защите своего пространства, испытывает чувство безопасности и ощущение, что у него есть на что опереться. Когда это не получается, по тем или иным причинам, человек оказывается беззащитным перед угрозой своему существованию, в физическом ли психическом ли аспекте - не суть важно; главное - само это переживание ощущается как чувство «Я не могу в этом быть». В таком случае первая мотивация блокируется, и человек оказывается в ситуации необходимости защитить свое бытие. И сделать это он может одним из нескольких способов, которые в экзистенциальном анализе имеют название копинговых реакций** - автоматических защитных механизмов реагирования в ситуациях, угрожающих выживанию в физическом или психическом смысле. В своей лекции на тему агрессии Лэнгле находит точную и красивую метафору для их описания: «У нас есть некоторая «сетка», которая может нас поймать, если мы будем «выполнять акробатические номера, проходя по канату» нашей экзистенции. Экзистенция, по сути, означает выйти за пределы самого себя и пройти по канату решения. Но что будет, если мы приняли неправильное решение, которое может подвергнуть опасности наше бытие-здесь, которое может разрушить нечто, что является важным для нашей жизни? Тогда нога соскользнет с каната, и мы можем сорваться в пропасть. Но мы не упадем ниже уровня этой сетки, которую представляет собой психодинамика. Психодинамика это защитная реакция. Каждая из четырех фундаментальных мотиваций описывает некоторое измерение экзистенции, которое является существенным, центральным и представляет собой некоторую квинтэссенцию. Поэтому в каждой из этих четырех мотиваций есть копинговые реакции – это и есть та самая «сетка».

Экзистенциальный анализ с уважением относится к защитным механизмам, так как они не только выполняют важнейшую функцию сохранения жизни индивида, но также являются мощным диагностическим средством для отыскания «корня» проблемы. Лэнгле выделяет четыре типа копинговых реакций по степени нарастания энергозатрат, начиная с минимизации потерь через бегство или уход из ситуации; попытки преодоления через внешнюю активность, не приводящую к результату; защищающую борьбу в виде агрессии и заканчивая прекращением активности в так называемом «рефлексе мнимой смерти».

Таким образом, агрессия «представляет собой специфическую копинговую реакцию», - пишет Лэнгле. «Ситуативный возбудитель агрессии - чувство безысходности». Когда человек чувствует, что он не может избежать угрозы, у него происходит активизация агрессии. Подобные ситуации могут затрагивать различные измерения экзистенции, и тогда чувство, возникающее в результате блокады фундаментальной мотивации (ФМ) может звучать по-разному:

- «Я больше не могу этого выдержать» (для 1ФМ);

- «Мне не хватает тепла и близости в отношениях» (2 ФМ);

- «Я чувствую неуважение к себе как к личности» (3ФМ);

- «Ситуация бессмысленна, и из нее нет выхода» (4ФМ).

Каждому из этих чувств соответствуют свои виды агрессии, которая проявляется в различной форме агрессивного поведения. (См. таблицу 1).

Представление о природе агрессии, предложенное Альфридом Лэнгле, помогает, по мнению автора, при анализе агрессивного поведения. Опираясь на типы агрессии, представленные в таблице, можно по-новому взглянуть на феномен подростковой агрессии. Действительно, в каких формах чаще всего проявляется эта агрессия? Всегда ли это раздражение или злость? Когда мы можем говорить о том, что это проявление агрессии в виде гнева или даже ненависти? Какие послания содержатся в этих чувствах? Очевидно, что их можно расшифровать в виде следующих посланий: «Я чувствую себя одиноким и никому не нужным. Мне не на что опереться. Я не нахожу себя во всем, что со мной происходит. Меня никто не любит и не признает моей уникальности, и так далее». Достаточно часто педагогов и родителей ранит сильная агрессия, направленная, как им кажется, со стороны подростков в их адрес. Однако, опираясь на вышесказанное, можно увидеть, что это послание подростка направлено не в адрес конкретного человека, а, скорее - самой жизни и всему миру, который ощущается им, как враждебный и угрожающийв связи с тем, что в новой экзистенциальной ситуации жизнь ставит перед ним новые задачи и предъявляет к нему важные запросы. И он, не находя прежней надежной опоры в своей меняющейся телесности, чувствует себя потерявшимся, растерянным и вынужденным защищать свое существование. Подростку приходится заново выстраивать отношения с теми, кто его окружает, мир требует от него активного заявления о себе, своей индивидуальности и действий, которые вели бы его к осмысленным результатам. Все это часто ставит юношу или девушку в ситуацию, переживаемую как предельное напряжение всех сил.Всегда ли он чувствует себя готовым к одновременному выполнению всех этих сложных задач?

Таблица 1. Типы агрессии и их связь с целями и экзистенциальными содержаниями.

 

 

ФМ

Находящееся под угрозой условие экзистенции

Находящаяся под угрозой модальность

Тип агрессии

Цель агрессии

1ФМ

Пространство, защита, опора.

Мочь быть.

Тихая ненависть (холодная, безжизненная, застывшая).

Устранение, уничтожение, разрушение для того чтобы иметь возможность дальше быть в ситуации.

2ФМ

Отношение, время, близость

Любить жить.

Вскипающая ярость (горячая, полная жизни).

Пробудить Другого, получить его близость, ощутить жизнь, искать отношений ради того, чтобы самому себе жизнь больше нравилась, ради качества жизни.

3ФМ

Признание своей ценности (само-ценности) Другим, самоутверждение.

Иметь право быть самим собой.

Нетерпеливый гнев, ядовитое раздражение, злоба, недовольство.

Проводить/восстанавливать границы, повышать самоценность/уважение, требовать чего-то от Другого, чтобы самому себя защитить.

4ФМ

Действовать, смысл, исполнение, радость.

Осмысленное желание (воление).

Цинизм.

Сохранить какую-то жизненную цель - удерживаться в своей смысловой структуре.

Поскольку возможность справляться с жизненными задачами неразрывно связана с состоянием его витальности – наличием достаточного запаса энергии и сил – то для него часто этот комплекс задач оказывается непосильным и молодой человек «срывается с каната» и реагирует защитной сеткой, где ему часто остается единственный способ реакции – агрессия. Такой взгляд на природу подростковой агрессии мог бы помочь педагогам и родителям по-новому посмотреть на возможность своего отношения к подростку. В этом ракурсе появляется перспектива более детального рассмотрения корневой проблемы, приводящей к возникновению агрессивной реакции ребенка, и возможность наиболее правильно помочь ему в данном конкретном случае. Изложенная в таблице информация о типах агрессии и причинах ее возникновения в разных фундаментальных мотивациях поможет родителям и педагогам лучше понять своих воспитанников. Автор надеется, что доброжелательный и внимательный взгляд взрослого сумеет найти точную причину агрессии и выбрать верный вариант своего поведения в сложной ситуации взаимодействия с агрессивным подростком, что поможет ему в дальнейшей его жизни научиться «персональному» обхождению с агрессией. Это будет означать, что содержание агрессии сможет использоваться для того, как предлагает Лэнгле, чтобы сделать видимыми: точный источник агрессии, ценности, подвергаемые угрозе и наиболее правильный способ обхождения с агрессией.

Литература.

1. Альфрид Лэнгле «Что движет человеком? Экзистенциальная мотивация». Изд. Генезис, Москва, 2006 г.

2. Альфрид Лэнгле «Агрессия: причины возникновения и формы агрессии с позиции экзистенциального анализа». Изд. Генезис, Москва, 2006 г.

3. С.В. Кривцова «Ребенок как личность. По направлению к Person-sein(Бытию собой): Становление личности в экзистенциальном анализе». Изд. АСОУ, Москва, 2006 г.

Создано: 17 Июня 2013 15:42
Последнее изменение: 17 Июня 2013 15:44