Концепция комплексной реабилитации населения после крупномасштабных радиационных аварий и катастроф

Т.А. Марченко

В научной литературе термин «реабилитация» применяется достаточно широко, он также часто используется в повседневной жизни и в юридической практике, где под ним подразумевают снятие обвинения и полное восстановление в правах по суду.

Семантика слова реабилитация (от лат. re – возобновление, habilitas – способность, пригодность; т.е. восстановление пригодности к чему–либо) дает возможность лишь в самом общем виде охарактеризовать суть понятия и не позволяет принять дословный перевод термина в качестве его определения.

Многие авторы [1, 3] справедливо рассматривает реабилитацию как на-правление современной медицины, которое в своих разнообразных методах опирается прежде всего на личность больного, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, а также его социальные связи.

Важным является конкретное место реабилитации в системе лечебно– профилактических мероприятий (в том числе, взаимосвязь с лечением и диспансеризацией), ее содержание, цель и организацию (время начала и окончания, длительность, этапы, формы, контроль эффективности).

В отношении уровня рассмотрения реабилитации существуют несколько представлений. Реабилитацию понимают как: цель, процесс, метод, науку [4].

Однако, как справедливо отмечает Ю.В.Лобзин [5] подходить к реабилитации как к самостоятельной научной дисциплине, по–видимому, еще прежде-временно. Об этом свидетельствует отсутствие сложившейся системы знаний, законов и категорий. Представления о реабилитации как о цели – недостаточно корректны, поскольку целью может быть не реабилитация, а реабилитированность переболевшего или пострадавшего.

По нашему мнению, понимание реабилитации как процесса восстановления утраченных функций обедняет ее содержание. Напротив, реабилитация представляет собой, скорее всего, активное воздействие на эти объективные естественные процессы восстановления. При этом лечение, реабилитация – и диспансеризация, включающие в себя различного рода мероприятия, общая цель которых – восстановление здоровья и трудоспособности, должны быть поставлены в один ряд в системе лечебно–профилактического обеспечения [5].

Реабилитация, оставаясь в пределах собственно клинической медицины, в то же время требует привлечения специальных знаний по физиологии, гигиене, психологии, психофизиологии, педагогике.

В результате процесса реабилитации развивается состояние адаптированности, которое является конечным результатом приспособления организма как целостной системы и заключается в возникновении нового, стационарного со-стояния, которое характеризуется полноценной жизнедеятельностью, и, следовательно, нормальной (трудо–) работоспособностью и социальной ролью.

5

Поэтому в качестве одного из основных критериев реабилитации можно считать необходимость появления такого уровня регуляции функций организ-ма, который обеспечивает его полноценную деятельность, т.е. функциональный оптимум.

С позиций реабилитации практически важной представляется возможность достижения компенсации функций при сохраняющихся структурных расстройствах.

В том, что реабилитация есть активная функция общества, сходится большинство исследователей, однако в определениях реабилитации имеются существенные расхождения.

Среди имеющихся в литературе определений можно выделить две существенно различающиеся группы: определения, рассматривающие только биологическую сторону вопроса, и определения, включающие как биологические, так и социальные детерминанты.

Однако, большинство исследователей справедливо полагает, что без социального (в том числе психического) компонента реабилитация теряет смысл и не может рассматриваться [2, 6].

Таким образом, в определение целесообразно включить биологический и социальный компоненты, представить реабилитацию как динамический процесс по реализации системы мероприятий, как медицинского, так и социально– экономического характера.

При этом в результате реабилитации необходимо восстановить не только нарушенные болезнью функции организма, но и, главное, социальную полно-ценность, социальную роль пострадавшего, его адаптированность в широком смысле этого слова. Поэтому, под реабилитацией больного следует понимать систему последовательных и преемственных медицинских и социально– психологических, в том числе профессиональных мероприятий, направленных на скорейшее и полное восстановление нарушенной адаптированности человека, т.е. к установлению между ним и окружающей средой динамического равновесия, определяющего оптимальную жизнедеятельность (в том числе трудоспособность) в новых условиях. В таком случае, конкретная суть реабилитации заключается в одновременном решении двух взаимосвязанных и взаимообусловленных задач – восстановление биологического (соматического) здоровья и трудо– (работоспособности) человека, а также его социальной роли и психологического статуса личности.

По нашему мнению, в основу организации работы по медико– психологической реабилитации населения после крупномасштабных радиационных аварий должно быть положено понятие о реабилитации как об интегративном процессе, основными, базовыми задачами которого являются развитие и укрепление у населения умения справляться с изменившимися условиями жизни, принятием на себя ответственности за свою судьбу, поддержкой и развитием активных копинг–стратегий и установок личности на восстановление, сохранение и поддержания здоровья, социальной и профессиональной состоя-тельности.

6

Мы также полагаем, что реабилитацию населения после радиационных аварий и катастроф необходимо рассматривать как многомерное явление и ди-намический процесс, включающий три основных направления – социальная (государственная) защита, медико–психологическая и социально– психологическая реабилитация, реализация которых требует организации спе-циализированных учреждений, применения специальных форм и методов работы с населением, создания системы адекватного информационного, организа-ционного и научно–методического обеспечения, а также учета основополагаю-щих принципов реабилитации.

Кроме того, реабилитация населения после крупномасштабных радиаци-онных аварий и катастроф должна рассматриваться как важная часть государственной системы социальной защиты населения и системное явление, включающее концептуальные, процессуальные и организационно–методические особенности, принципы и технологии, а также технологии информационно– аналитического обеспечения.

Эти важные положения составляют сущность сформулированной нами концепции реабилитации населения после радиационных аварий и катастроф.

Опыт нашей многолетней работы в этом направлении показал, что эф-фективность реабилитации во многом зависит от того, насколько полно учитываются основные ее концептуальные положения и принципы.

Эти принципы также являются концептуальной основой для успешного проведения всего комплекса мероприятий реабилитации населения после радиационных аварий и катастроф. Суть их в кратком изложении состоит в следующем.

Первый принцип реабилитации населения после радиационных аварий – социально–ориентированный подход, который состоит в том, что конечной целью, а точнее целевой функцией реабилитации, является не соматическое выздоровление или устранение соматических нарушений, а социальное, профессиональное и социально–психологическое восстановление личности пациента (работа, семья, микросоциум).

Второй важный принцип реабилитации населения после радиационных аварий и катастроф – комплексность. Мы рассматриваем этот принцип в двух аспектах. Первый из них – комплексность реабилитации подразумевает включение в ее состав таких важных компонентов как социальная защита, медицинская (фармакологическая, физиотерапевтическая, бальнеологическая и др.), психиатрическая, психотерапевтическая, социально–психологическая, психологическая реабилитация.

Второй аспект рассмотрения принципа комплексности определяет необходимость реабилитационного воздействия не только на ведущие патологические (патогенетические) паттерны, но и на второстепенные, неглавные проявления и признаки патологического процесса, состояния или заболевания. Для его необходим всесторонний анализ данных об исходном (текущем) состоянии пациента, проявляющихся в различных симптомах, синдромах и патологических признаках.

7

Принцип целенаправленности, в соответствии с которым в ходе проведе-ния реабилитации воздействие должно оказываться прежде всего на те патоге-нетические звенья патологического процесса, которые главным образом определяют его клиническую и патопсихологическую картину.

По нашему мнению, это положение, имеет важное научно–практическое значение, так как определяет необходимость использования комплекса реабилитационных методов, ориентированных на различные уровни воздействия.

Личностно–ориентированный подход – третий принцип, являющийся од-ним из основных методологических принципов реабилитации населения после радиационных аварий и катастроф, требует обязательного включения в про-граммы и методики реабилитации населения психотерапевтических и психокоррекционных методик и технологий, формирования позитивных установок личности, работы с информационными потоками.

Этот важный принцип реабилитации пострадавшего населения имеет свои научно–теоретические основы и конкретные методы воздействия. Однако, зачастую используемые психокоррекционные и психотерапевтические методы воздействия на пациентов не базируются на результатах оценки их исходного психического состояния, результаты которой позволяют выявить особенности личности и текущего психического состояния пациента и на этой основе выбрать наиболее адекватный метод психотерапевтического воздействия.

Принцип объективности требует не только стандартизации процедур и условий реализации методов и технологий реабилитации, но и учета всех необходимых сведений о пациенте и тщательной их перепроверке (уточнении) в случае необходимости.

Принцип обоснованности – один из наиболее важных принципов, в соответствии с которым в процессе реабилитации должны использоваться только те методы и технологии, в отношении которых доказана их эффективность.

К числу других важных принципов реабилитации населения после радиационных аварий также относятся принципы динамичности, активности и практичности.

Принцип динамичности определяет необходимость проведения мониторинга медико–психологического состояния пациентов до, в период и по окончании реабилитации, что позволит проводить коррекцию реабилитационных программ и способов.

Принцип активности определяет целесообразность реализации реабилитационных программ в качестве превентивных, профилактических, так, например, проведение рациональной психотерапии с населением после радиационной аварии и обеспечение его необходимой информацией будет способствовать профилактике психосоматических нарушений. И второй аспект этого принципа – проведение активной рекламы, лекций, бесед, социальной работы, направленной на формирование у населения более высокого уровня ответственности за свое здоровье, понимания механизмов возникновения различных стрессовых симптомов.

8

Принцип практичности или экономической эффективности определяет необходимость применения наиболее простых в технологическом исполнении, но эффективных методик и технологий реабилитации пострадавших.

Принцип доступности реабилитационных мероприятий всем слоям населения. Каждый человек, которому показаны восстановительные мероприятия, должен иметь возможность пройти реабилитацию.

Принцип компетентности специалистов, участвующих в реализации реабилитационных программ и технологий. Психологи и психотерапевты, работающие в структуре медико–психологической помощи, должны, прежде всего, владеть гуманистическими методами, ориентированными на стимулирование собственной активности пациентов.

Принцип многоступенчатости реабилитации как вида помощи, предусматривающий наличие в ее структуре разного типа программ и учреждений: от Центров психологической поддержки до психотерапевтических отделений в стационарах.

Принцип информационного обеспечения как наличие максимально полной информации об экологической и санитарно–гигиенической обстановке в регионе, социально правовых аспектах регулирования жизни данной группы, о медицинских, санитарно–гигиенических, социальных, юридических и других учреждениях данного региона, позволяющей информировать обращающихся за помощью о том, где и каким путем они могут решить свои проблемы.

Учет всех этих принципов при проведении реабилитации населения после радиационных аварий и катастроф является объективной необходимостью.

Литература

1. Бойко Н.И., Прощаков К.В. Особенности психического статуса больных сексуальными расстройствами, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС // Чернобыльская катастрофа: прогноз, профилакти-ка, лечение и медико-психологическая реабилитация пострадавших. Сб. материалов конф. – Минск, 1994. – С. 169-170.

2. Вишневская В.П. Психология образа болезни у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с психосоматической патологией (концепция, феноменология, особенности формирования и коррекции). – Дисс. … д-ра психол. наук. – Минск, 2004. 409с.

3. Гайдук Ф.М.//Чернобыльская катастрофа и медико-психологическая реабилитация пострадавших.-Минск.-1992.-С. 64-66.

4. Карварский Б.Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1982. – 271 с.

5. Лобзин Ю.В. Ближайшие и отдаленные исходы менингококковой инфекции у лиц молодого возраста: реадаптация и реабилитация переболевших. // Дис. ... канд. мед. наук. - Л.: ВМедА, 1979.

6. Рыбников В.Ю., Завалишин Д.А. Автоматизированная система «Оперативный психологический контроль оператора».-СПб.,-1998.- 58с.

Создано: 17 Июня 2013 15:38
Последнее изменение: 17 Июня 2013 15:39