Организация информационной работы с населением радиоактивно загрязненных территорий

В.В. Тепляков

 

Жители пострадавших от чернобыльской аварии регионов России, муниципальные руководители, специалисты различного уровня констатируют: «…медицинские, экологические и социальные последствия Чернобыля остаются одним из основных факторов, сдерживающих социальное и экономическое развитие их регионов» [1].

Исследования, проводимые в России в течение последнего десятилетия свидетельствуют, что от 70 до 100% населения в различных возрастных группах, участвующих в опросах, считают себя пострадавшими.

Вопрос о влиянии радиации на здоровье в условиях постоянного проживания на радиоактивно загрязненных территориях (РЗТ) остается до настоящего времени наименее понятным широким слоям населения и во многом объясняет высокую радиотревожность, так же фиксируемую в исследованиях.

Вопросы информационного обеспечения населения на РЗТ, так или иначе, касаются всех аспектов преодоления аварии в пострадавших регионах и являются практическим инструментом в системе мер по социальной защите населения, социально-экономического развития этих территорий.

Информационная составляющая деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы исследовалась и анализировалась на различных уровнях, как научно-теоретическом, так и практическом. В системе взаимодействия МЧС России, ИБРАЭ РАН, ОНИЦ «Прогноз» (г. Обнинск), Центров социально-психологической реабилитации Орловской, Тульской, Брянской, Калужской областей в течение последнего пятилетия была отработана действенная модель анализа информационных потребностей пострадавшего населения, которая базируется на концепции социально-психологической защиты населения от неадекватной травмирующей информации [2, 3].

В результате такой планомерной научно-практической деятельности определены основные «проблемные зоны» в области предоставления информации, требующие оперативного решения, либо минимизации:

- информация по преодолению экономических, медицинских, социальных последствий чернобыльской катастрофы может быть не точной, научно не достоверной, искаженной;

- информация подается без учета общих психологических закономерностей восприятия и без учета различий восприятия в разных социальных группах;

- информация носит безличный, безадресный характер;

- информация об управленческих решениях может опаздывать и предоставляться без учета социально-психологического климата на РЗТ.

С другой стороны, существуют проблемы аналитического обеспечения региональных и местных органов власти, которые выражаются в явной недостаточности аналитических материалов по следующим направлениям:

- социально-психологический климат на РЗТ;

- запрос и потребности целевых групп населения;

- материалы о ходе выполнения принятых управленческих решений и о возможности последствия этих решений;

- материалы по ожидаемым социальным эффектам от планируемых распоряжений, программ и т.д.

Отдельного решения требует и проблема доступности информации. Спустя два десятилетия с момента аварии, от 30 до 75% населения на РЗТ счи-тают, что информация о последствиях Чернобыля практически отсутствует, от 25 до 55% считают, что доступ к информации значительно затруднен.

Как свидетельствуют исследования, проведенные в фокус-группах ИБРАЭ РАН на всех загрязненных территориях центра России, у профессионалов – практиков, ученых и управленцев различного уровня существуют предложения по созданию в регионах, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ). Деятельность РИАЦ и будет направлена на решение проблем, о которых говори-лось выше.

Создание сети РИАЦ так же соответствует действующей федеральной целевой программе преодоления последствий радиационных аварий на период до 2010 года [4], поскольку предполагает их создание и деятельность на единой методической и организационно-технической основе, что позволит использовать в работе программный подход, сделав её целенаправленной и долговременной.

Цель деятельности РИАЦ заключается в организации и обеспечении устойчивого информационного взаимодействия по ключевым аспектам развития РЗТ между органами исполнительной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и населением загрязненных территорий.

Правовой основой деятельности РИАЦ являются Законы Российской Федерации:

- «Об информации, информировании и защите информации», ст. 3, 12, 13 от 20.02.1995 № 24-ФЗ (в ред. 22.08.2004г.);

- «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст. 11, 12, от 15.05.1991 № 1244-1 (в ред. 22.08.2004г.).

К числу организационных задач РИАЦ относятся:

- Налаживание взаимодействия с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Формирование портфеля заказов на деятельность РИАЦ от органов исполнительной власти. Определение организационно-технических каналов движения информации.

- Налаживание взаимодействия с органами местного самоуправления. Формирование портфеля запросов на деятельность РИАЦ от органов местного

самоуправления. Определение организационно-технических каналов движения информации.

- Налаживание взаимодействия с референтными группами на РЗТ (учителя, врачи, социальные работники, специалисты сельского и лесного хозяйства и т.д.). Формирование портфеля запросов. Определение организационно-технических каналов движения информации.

- Налаживание взаимодействия с хозяйствующими субъектами на РЗТ. Заключение хоздоговоров на информационное обеспечение экономической деятельности на РЗТ.

- Налаживание взаимодействия с региональными подразделениями федеральных структур: МЧС России, Росгидромет, Роспотребнадзор, Агрохимра-диология и др. Заключение хоздоговоров и соглашений о сотрудничестве.

- Налаживание взаимодействия с региональными общественными организациями, занимающимися социальной защитой населения, пострадавшего в результате радиационных аварий. Определение способов и каналов обмена информацией.

- Подготовка и внесение в органы исполнительной и представительной власти субъекта Российской Федерации проектов нормативно-правовых доку-ментов, регламентирующих деятельность РИАЦ.

- Правовое урегулирование организационных, финансово-хозяйственных отношений с федеральным информационно-аналитическим центром (на базе ИБРАЭ РАН) и МЧС России.

Создание РИАЦ потребует решение ряда организационно-технических задач, включая:

- комплектование современной компьютерной и организационной техникой, позволяющей обеспечить бесперебойную работу центра с использованием новейших Интернет и ГИС-технологий;

- создание и поддержание в рабочем состоянии региональной объединен-ной базы данных, характеризующей социально-экономическую, медико-демографическую, радиационно-экологическую обстановку на РЗТ региона;

- создание на РЗТ пунктов свободного электронного доступа населения к Интернет-ресурсам (как с учетом имеющейся инфраструктуры местных администраций, так и с привлечением средств инвесторов).

К числу задач, решаемых РИАЦ, относятся:

- подготовка аналитических материалов по динамике развития РЗТ, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений и предоставление их в соответствующие органы исполнительной власти;

- мониторинг актуальных информационных потребностей местных администраций и населения на РЗТ;

- разработка и реализация информационно-обучающих проектов для целевых групп населения на РЗТ (врачи, учителя, социальные работники, специалисты сельского хозяйства, бизнесмены, работники СМИ) по направлениям:

 

- медицинские последствия радиационных аварий;

- безопасная жизнедеятельность на РЗТ и рекомендации по оптимизации хозяйственной деятельности;

- правовые гарантии населению на РЗТ;

- позитивный региональный, федеральный и международный опыт и перспективы социально – экономического развития РЗТ;

- формы и методы психологической защиты населения от неадекватной, травмирующей информации;

- создание, редактирование, и внедрение информационных продуктов различного формата (листовки, брошюры, буклеты; методические пособия и практические руководства; аналитические отчеты; материалы для СМИ).

РИАЦ может быть создан на базе уже существующих учреждений и организаций субъекта Российской Федерации, находящихся на бюджетном финансировании и имеющих положительный опыт деятельности по преодолению последствий радиационных аварий в данном регионе.

Решение о наделении учреждения функциями РИАЦ принимаются органом исполнительной власти специальной компетенции субъекта Российской Федерации, оформляется соответствующим поручением. Для выполнений функций РИАЦ, в учреждении, получившим соответствующее поручение, создается новое структурное подразделение.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, давший поручение, организует и обеспечивает выполнение функций РИАЦ путем:

- внесения дополнений и изменений в Устав существующего учреждения;

- расширения штатного действующего расписания учреждения с учетом увеличения объема работ и экспериментального характера деятельности;

- корректировки расходной части бюджета учреждения.

Структурное подразделение, выполняющее функции РИАЦ организует свою деятельность на основании Положения, утверждаемого руководителем учреждения и согласованного с местными органами исполнительной власти. Для работы в РИАЦ могут привлекаться специалисты, имеющие профессио-нальную подготовку и опыт работы в сфере информационных систем, инже-нерно-технические работники, профессионалы – практики в сфере психологии, социальной работы, медицины, радиоэкологии, права, журналистики.

Методическое руководство деятельностью РИАЦ, а так же координацию деятельности РИАЦ осуществляет федеральный информационно-аналитический центр (на базе ИБРАЭ РАН).

Финансирование РИАЦ основывается на долевом участии трех бюджетов: федерального, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

За счет средств федерального бюджета планируется осуществить техническое оснащение РИАЦ и др. расходы, не связанные с расходами на содержание центра. Затраты на выполнение функций РИАЦ финансируется из средств федеральной целевой программы.

За счет средств бюджета субъекта Российской Федерации планируется осуществить текущие расходы по содержанию РИАЦ, в том числе выплату за-работной платы специалистам. Расходы на проведение практических мероприятий с населением на РЗТ так же могут финансироваться из целевых региональных программ.

За счет средств бюджетов муниципальных образований на основе хозяйственных договоров могут быть профинансированы как отдельные мероприятия, так и долговременные программы на местном уровне.

Взаимодействие РИАЦ с другими участниками федеральной и региональных программ осуществляется как на основе хозяйственных договоров, так и иных соглашений о сотрудничестве.

Базовым критерием эффективности работы РИАЦ служит наличие устойчивого информационного взаимодействия между различными уровнями власти: федеральным, региональным, местным и населением на РЗТ.

Частными критериями эффективности в данном случае являются:

- организационно-техническая готовность РИАЦ;

- продуктивность практической деятельности РИАЦ. При планировании деятельности РИАЦ, на федеральном уровне разрабатывается система показателей (индикаторов), характеризующих данные крите-рии. Оценка эффективности деятельности РИАЦ организуется и проводится федеральным Информационно-аналитическим центром и учитывается при заключении договоров.

Литература

1. Анализ потребностей населения в информации о последствиях чернобыльской аварии. Исследование по России. Международная исследовательская и информационная сеть по вопросам Чернобыля. М., 2004.

2. Марченко Т. А., Абрамова В. Н. Концепция социально-психологической защиты населения от неадекватной травмирующей информации.

3. Марченко Т.А., Абрамова В.Н. Концепция социально-психологической реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий и катастроф.

4. Федеральная целевая программа “Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года”. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2001г. № 637.

Создано: 17 Июня 2013 15:37
Последнее изменение: 17 Июня 2013 15:37