Профилактика «информационной изоляции» как способ компенсации дезактивизирующего влияния особой микросреды на раннее психическое развитие ребенка в условиях радиационно-экологического неблагополучия

Я.О. Столярский

 

Ровно 20 лет назад произошла Чернобыльская катастрофа. Уже не одно поколение родилось и выросло на загрязненных радиацией территориях. В нашей области это 9 районов. Не касаясь вопросов биологического воздействия на только родившихся здесь детей, отметим то, что эти дети уже с момента рождения попадают в особые микросоциальные условия развития. Ребенок, с рождения проживающий в условиях радиационно–экологического неблагополучия, сразу оказывается в особой социальной микросреде, для которой характерно далеко неблагоприятное, в определенной степени, даже дезактивизирующее влияние на его раннее психическое развитие. Появление у любого ребенка в семье, проживающей в условиях радиационно– экологического неблагополучия, каких–либо даже весьма спорных, относи-тельных отклонений в развитии, всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Очень часто первопричину родители видят именно в радиационной активности той среды, в которой вынужден проживать их ребенок.

Период раннего возраста является наиболее оптимальным для апробации всего комплекса профилактических мероприятий, имеющих значение в дошкольном, младшем школьном возрасте и, даже, младшем подростковом возрасте. Полноценный процесс грудного вскармливания в раннем возрасте – это базовая составляющая для всего дальнейшего психомоторного и психического развития ребенка.

Любая ошибка в микросредовом обеспечении страшна для ребенка это-го возраста. Неумение родителей создать оптимальные условия для естественного развития собственного ребенка (например, лишение его полноценного тактильного контакта с грудью матери и др.) приводит к тому, что ребенок прочно усваивает состояние внутреннего неудовлетворения. Условно, – ребенок неосознанно чувствует, что был утерян некий необходимый элемент познания мира и себя в гармонии с этим миром и, соответственно, пытается найти способ самостоятельной компенсации данной утраты. Т.е. затем он все время ищет ту «мелочь», которую «потерял» в раннем возрасте. Это же можно сказать о поиске путей преодоления жесткой установки раннего детства о том, что первопричиной всех проблем психического и физического здоровья является рождение и развитие в условиях радиационно–экологического не-благополучия. Таким образом, установка, обусловленная особой социальной микросредой, может стать для ребенка базовой составляющей пожизненного комплекса особой психической, социальной, физической неполноценности.

Нами были проанализированы итоги ликвидации последствий своеобразной «информационной изоляции» родителей детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста из районов радиационно–экологического не-благополучия области, полученных в рамках отработки механизмов дистанционного консультирования населения. Невозможность консультации родителей у специалиста с момента рождения ребенка, главным образом – в пери-од грудного вскармливания, поставила их в условия самостоятельного объяснения имеющих место проблем. Условия и место проживания стали глав-ной или даже единственной причиной тех или иных отклонений в развитии их ребенка.

С января 2001 г. все родители, проживающие в зоне радиационно– экологического неблагополучия (более 440 семей), консультирующиеся у психолога консультативно–оздоровительного отделения нашего центра, отвечали на вопросы стандартной индивидуальной карты ребенка. Нас интересовали следующие сведения: 1) об особенностях грудного вскармливания, в частности о сроках его прекращения, а также – 2) возраст ребенка на момент возникновения у родителей подозрения на наличие проблемы, обусловленной рождением и развитием ребенка в условиях радиационно– экологического неблагополучия. В 80% случаях обращений (около 396 детей) грудное вскармливание было прервано до достижения ребенком возраста 6 мес. Возраст ребенка на момент обращения: до 6 лет – 70% из них, самому старшему из оставшихся обратившихся – 11 лет.

Нами было предложено родителям для обсуждения следующее положение. Если ребенок изначально поставлен в социальные условия повышенного риска, т.е. любому нестандартному элементу развития уже имеется объяснение со стороны родителей, а значит, он вдруг лишается возможности опоры на естественно заложенную систему здорового развития, – то это при-водит к так называемым психологическим микротравмам развития. Это зна-чит то, что – сразу отклонений или других последствий можно и не обнаружить, однако, проявления подобных нарушений неизбежны в недалеком и далеком будущем. Сфера их проявления – не ограничена. Одно из самых распространенных нарушениях естественно заложенной системы здорового развития, – это нарушение гармоничного тактильного контакта в диаде взаимоотношений «мать–дитя», характерного для ранних этапов онто– и социо-генеза: кормление грудью, уход за ребенком, игра и многое–многое другое. Тактильное взаимодействие матери с болеющим ребенком, равно как с ханд-рящим или только выздоравливающим, принципиально отличается от естест-венно заложенного. Это не случайно, поскольку такое взаимодействие изначально происходит в условиях повышенного риска для здоровья ребенка. Развитие ребенка в зоне радиационно–экологического неблагополучия ис-ключительно в социальных (точнее – социогенных) условиях повышенного риска на раннем этапе онто– и социогенеза приводит к поведенческим отклонениям. Причем достаточно быстро – в раннем и дошкольном возрасте его ожидает появление патологически привычных действий (сосание пальца, яктация, мастурбация, онихофагия). По данным наших наблюдений в 211 случаях (48%) у детей имели место как отдельные подобные нарушения, так и различные их сочетания. Ребенок через подобное поведение компенсировал лишение его естественно заложенной системы развития – тактильной гармонии в диаде взаимоотношений «мать–дитя». Соответственно, если причина не в экологических условиях особой макросреды, а в особенностях социальной микросреды, – то ее устранение становится вполне реальным, т.к. ограничивается гармонизацией системы личных взаимоотношений в конкретном микросоциуме.

Далее, по данным наших наблюдений может быть выделено, как минимум, две группы сочетаний патологических привычных действий и возможных сопутствующих отклонений раннего возраста. Развитие ребенка исключительно в социальных условиях повышенного риска на раннем этапе онто– и социогенеза приводит в 29% случаях (128 обследованных семей) к сочетанию патологических привычных действий с выраженными аффективными (эмоциональными) отклонениями. Тоже достаточно быстро – страхи, плач, капризы, неуравновешенность, возбудимость. Развитие ребенка исключительно в социальных условиях повышенного риска на раннем этапе онто– и социогенеза в 23% случаях (102 обследованные семьи) приводило также к отклонениям в социально–коммуникативном развитии. Ребенок, не получив в необходимом объеме первичного тактильного контакта, практически не может полноценно общаться не имея возможности достаточно развернутого естественного тактильного взаимодействия. Он доверяет своему собеседнику и себе как собеседнику – только, если может постоянно дотрагиваться руки, плеча своего партнера по общению. Яркая особенность этих детей, – они искренне общаются с родителями, воспитателями, психологом – только в ситуации подобного телесного контакта, а в ситуации эмоционального сближения: стараются оказаться на руках, коленях и др. Что это – влияние экологических условий особой макросреды? Скорее все–таки – компенсация лишения его естественно заложенной системы развития эмоционального и коммуникативного удовлетворения как части тактильной гармонии в соответствующей диаде взаимоотношений «мать–дитя».

И последнее, что нами обязательно отмечалось на консультациях родителей в рамках совместного анализа данного явления. Конечно, все отклонения, что были описаны – в принципе корригируемы. Достаточно много про-грамм. Но корригируются здесь чаще всего именно эти отклонения, а не первичные психологические микротравмы. Что это значит? Только то, что потом опять будут иметь место подобные отклонения. Разговор идет только о временной ремиссии. Ребенка избавили от привычки сосать палец или грызть ногти, – он возьмет в рот через несколько лет сигарету. Именно поэтому, главная задача для гармонизации развития ребенка в совместном родителей с ребенком поиске путей преодоления жесткой установки раннего детства о том, что первопричиной всех проблем психического и физического здоровья является рождение и развитие в условиях радиационно–экологического не-благополучия. Отметим, данная стратегия консультирования уже подтвердила свою состоятельность.

Одной из центральных задач на сегодня для нас становится изучение конституции, динамики, поиск оптимальных приемов диагностики и профилактики различных устойчивых стереотипов поведения, патологических привычных действий, социальных и поведенческих зависимостей и, кроме того, формирования и развития механизмов психологической защиты ребенка на ранних этапах онто– и социогенеза в условиях радиационно–экологического неблагополучия.

Проблема разработки социальных и психологических технологий по раннему предупреждению подобных микросредовых воздействий адекватно условиям радиационно–экологического неблагополучия до сих пор в исследованиях отечественных ученых и представителей науки стран ближайшего зарубежья – не ставилась. Наиболее оптимальным способом решения данной проблемы представляется в организации единого комплекса информационных и профилактических мероприятий. Это, в первую очередь, мониторинг, направленный на изучение в условиях радиационно–экологического неблагополучия особенностей социальной микросреды ребенка в первые три года жизни, это создание банка данных, отработка принципов и механизмов об-ратной связи с населением, апробирование системы профилактического консультирования, экспертная проверка в действии подобной системы. Подобный комплекс мероприятий направлен на получение и анализ объективной информации об особенностях раннего развития детей на территориях, загрязненных радиацией для дальнейшего ее распространения среди всех специалистов, работающих непосредственно с детьми раннего возраста в усло-виях радиационно–экологического неблагополучия. Заинтересованность в подобной информации имеется также у специалистов по пре– и перенатальной психологии и медицине.

Востребованность качественных сведений о потенциальных возможностях человека на раннем этапе онто– и социогенеза весьма ощутима для организации профилактики и целенаправленного снижения последствий от воз-действия особой психотравмирующей микросреды. Подобная социальная дезактивизация психофизического развития в раннем возрасте приводит к социо– и психогенным нарушениям развития детей. Ранний период развития представляет собой уникальный комплекс психических и физических испытаний, стрессовых воздействий, открытий, интуитивной адаптации в ситуации глобального изменения окружающей ребенка микросреды, особенно отягощенной радиационно–экологическим неблагополучием. Наша задача – минимизировать негативные воздействия социально–психологической микросреды, неблагополучной именно вследствие радиационно–экологического равновесия. На сегодняшний день неоправданно мало уделяется внимания тренинговой активизации резервных возможностей детей раннего возраста, проживающих в условиях радиационно–экологического неблагополучия, с целью изучения базовых фундаментальных принципов подобных воздействий и дальнейшего их апробирования в практике детской и семейной некли-нической психотерапии с данным контингентом населения. Назрела необходимость более оперативного распространения новейших профилактических и здоровье сберегающих технологий, отслеживания и первичного анализа данных по апробации подобных инновационных программ к региональным условиям. Большое значение придается именно раннему началу внедрения здоровьесберегающих программ для усиления эффекта всей профилактической работы. Решаются задачи разработки, апробации единой комплексной про-граммы психотерапии первичных психологических микротравм и профилак-тики вторичных поведенческих, аффективных и социально– коммуникативных отклонений.

 

Литература

1. Скоблова Н.М., Угарова Э.Б., Столярский Я.О. Мониторинг психологических последствий нарушенного грудного вскармливания ребенка. – Сб.статей ХI конференции «Образование и здоровье: медико психологический аспект», Калуга,2004

2. Скоблова Н.М., Угарова Э.Б., Столярский Я.О. Опыт работы областного центра медицинской профилактики г.Калуги по организации комплекса консультативно–оздоровительных мероприятий. Сб.статей VII конференции «Образование и здоровье: медико психологический аспект», Калуга,2002

3. Столярский Я.О. Новицкая И.А. Мониторинг социальных проблем и путей их устранения как способ организации профилактической работы с семьями в период грудного вскармливания ребенка. – Материалы все-российской конференции с международным участием Государственного центра профилактической медицины Министерства здравоохранения «Профилактика неинфекционных заболеваний», Москва, 2003

4. Столярский Я.О. Новицкая И.А. Профилактика ранних отставаний в развитии: учебно–методическое пособие и психолого–педагогический практикум, Калуга, 2003

5. Столярский Я.О. Ранний возраст как предмет фундаментальных исследований толерантности в системе ценностных ориентаций ребенка. Материалы международной конференции «Психология общения: социо– культурный аспект», Ростов–на–Дону, 2003

6. Столярский Я.О. Феномен ранней активизации развития в онто– и социогегнезе: из опыта апробации здоровье сберегающих и развивающих психотехнологий в условиях радиационно–экологического неблагополучия. М., ИБРАЭ, Калуга, «Эйдос», 220с., 2004

Создано: 17 Июня 2013 15:23
Последнее изменение: 17 Июня 2013 15:24