Вопросы создания и организации функционирования сети региональных информационно-аналитических центров по проблемам радиоактивно загрязненных территорий

А.В. Калинин, В.Н. Кухтенков

В отчете "Анализ потребностей населения в информации о последствиях Чернобыльской аварии", подготовленном по поручению Управления ООН по координации гуманитарной деятельности, подчеркивается, что жители пострадавших районов, местные руководители, специалисты разного уровня признают: "… медицинские, экологические и социальные последствия Чернобыля остаются одним из основных факторов, сдерживающих социальное и экономическое развитие их регионов".

Высокая радиотревожность населения, фиксируемая в опросах с середины 90-х годов, является закономерным и адекватным ответом на информационную активность СМИ, с одной стороны, и социальную поддержку определенных территорий и категорий населения со стороны государства в условиях ухудшения экономической ситуации в стране - с другой стороны.

Вопрос о влиянии радиации на здоровье остается до настоящего времени наименее понятным широким слоям населения. О востребованности такой информации говорят и результаты исследований последних лет. В решении этого вопроса информационная составляющая играет первостепенную роль. Применительно к теме информационных потребностей населения результаты исследований можно обобщить следующим образом:

- данные опросов подтверждают, что лучше других об источниках радиации и радиационной обстановке информированы те жители России, для которых эти вопросы актуальны в их повседневной жизни;

- если вопрос актуален, то жители хотели бы иметь постоянный и возможно полный доступ к информации;

- чем больше людьми востребована информация, тем более конкретной и полезной для использования на практике такая информация должна быть;

- уровень доверия к информации выше, если люди получают необходимую им информацию от специалистов (ученых, врачей);

- в наибольшей степени людей беспокоят вопросы здоровья (как в связи с радиационным фактором, так и безотносительно к нему) и уровня жизни. На этом фоне вопросы радиационного риска не всегда являются самостоятельной проблемой: часто радиационный риск используется в качестве наглядной иллюстрации проблем здоровья и бедности, а также служат поводом для привлечения внимания к этим вопросам.

В последние годы на различных уровнях подчеркивалась исключительная значимость информационной работы на загрязненных территориях, давались многочисленные рекомендации по ее улучшению. Таким образом, несмотря на то, что вопросы информирования населения о последствиях Чернобыльской аварии стоят на повестке дня более полутора десятилетий, потребности в информации отдельных профессиональных и социальных групп по-прежнему не удовлетворены. За эти годы люди так и не смогли получить или воспринять ту информацию, которая им требуется.

Основные причины социальной напряженности на радиационно-загрязненных территориях лежат в области социально-экономических проблем этих территорий. В основе снижения уровня здоровья населения радиационно-загрязненных территорий выступает не столько радиофобия, сколько необеспеченность пострадавшего населения приемлемыми социальными условиями. Это, в свою очередь, стало следствием оттока квалифицированных кадров, молодежи, социально активных личностей, нарушения потребительского рынка, разрыва традиционных экономических связей. Кризисное состояние экономики радиационно-загрязненных территорий является ведущим по значимости фактором, обуславливающим негативные последствия психологического и социального дискомфорта.

По результатам опросов населения многие из опрошенных декларируют наличие опасности проживания на загрязненных территориях, но однозначной зависимости тревожности и стресса от наличия объективного радиационного риска в исследованиях не обнаружено. Можно предположить, что рост жалоб на влияние радиации на здоровье обусловлен недостатками информированности об истинном положении дел.

Тревога по поводу здоровья, затруднения в решении социальных проблем, ухудшение отношений с окружающими, снижение уровня самооценки, характерны для населения радиационно-загрязненных территорий. Это приводит многих к снижению уровня адаптации, качества жизни, к уходу ответственности за себя и своих близких, неверию в завтрашний день, к пессимистической жизненной позиции. Число таких людей значительно выше на радиационно-загрязненных территориях относительно территорий "чистых".

На решение проблем снижения социальной напряженности населения радиоактивно загрязненных территорий (РЗТ) направлено создание сети региональных информационно-аналитических центров по проблемам радиационной безопасности.

Создание сети региональных информационно-аналитических центров по проблемам радиационной безопасности (РИАЦ) предусматривается федеральной целевой программой "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года". Разработчики программы исходят из того, что восстановление социального статуса и психологического здоровья граждан, пострадавших от радиационных катастроф, является задачей долговременной и требует организации постоянной работы с населением РЗТ. Для этого выполнение конкретных функций должно быть поручено некоторым организационным структурам, действующим на единой методической и организационно-технической основе.

Деятельность сети РИАЦ организуется в развитие положений федеральных законов:

а) от 20.02.1995 №24-ФЗ (в редакции от 10.01.2003)"Об информации, информатизации и защите информации":

- статья 3 "Обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации";

- статья 12 "Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов";

- статья 13" Гарантии предоставления информации".

б) от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции от 22.08.2004) "О социальной за-щите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":

- статья 11 "Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом", пункт 3;

- статья 12 "Экологическое оздоровление территории Российской Федерации, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской ка-тастрофы", пункт 1.

1. ЦЕЛЬ

Цель создания сети РИАЦ состоит в обеспечении компетентных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления объективной научно обоснованной информацией, практическими рекомендациями, документацией научно-технического и правового характера для реализации комплекса мероприятий по снижению социальной напряженности на РЗТ за счет:

- проведения активной разъяснительной работы о роли и значимости радиационного фактора в комплексе основных факторов, влияющих на состояние здоровья и качество жизни населения;

- формирования позитивного отношения к перспективе возврата к нормальным условиям жизнедеятельности и улучшения качества жизни;

- создания благоприятных условий для активизации хозяйственной деятельности.

Результат достижения поставленной цели (критерий эффективности работы сети РИАЦ) выражается в улучшении динамики изменения социально-экономических и медико-демографических показателей радиационно-загрязненных территорий.

Поставленные цели достигаются путем решения соответствующих задач.

2. ЗАДАЧИ

Функционирование РИАЦ начинается с налаживания взаимодействия с компетентными органами исполнительной власти субъектов Российской Феде-рации и органами местного самоуправления. По результатам этой работы должны быть согласованы основные направления работы с населением, которые для своего успешного решения требуют нового информационного обеспечения.

С учетом оценок текущей ситуации, выявленных проблемных вопросов, информационных возможностей федерального центра разрабатывается и реализуется программа информационного обеспечения. Программа охватывает как органы исполнительной власти на местах, так и иные организации, деятельность которых оказывает влияние на социальную, экономическую и психологи-ческую ситуацию РЗТ.

Основные направления программы информационного обеспечения направлены на:

- обеспечение прав доступа граждан, подвергшихся воздействию радиации, к информационным ресурсам по проблемам последствий радиационных аварий;

- эффективную разъяснительной работу о роли и значимости радиационного фактора в комплексе основных факторов, влияющих на состояние здоровья и качество жизни населения;

- формирование позитивного отношения к перспективе возврата к нормальным условиям жизнедеятельности и улучшения качества жизни;

- создание благоприятных условий для активизации хозяйственной деятельности.

Итоговый эффект от деятельности РИАЦ будет достигаться за счет решения предлагаемого ряда задач.

Задачи, направленные на активизацию хозяйственной деятельности на РЗТ:

- доведение до сведения населения практических рекомендаций, эффективных технологий и научных достижений по безопасной жизнедеятельности на РЗТ; международных проектах и программах по преодолению последствий радиационных катастроф;

- оказание технической помощи в реализации проектов в сфере малого бизнеса, создающих новые рабочие места;

- выявление социально-активных личностей, способных реализовать хозяйственные проекты на РЗТ;

- проведение мероприятий, направленных на выработку предложений по совершенствованию механизмов государственной поддержки населения и тер-риторий, в том числе, привлечение внимания подразделений региональной власти по проблемам малого бизнеса;

- выявление и распространение позитивного опыта хозяйственной деятельности субъектов РЗТ;

- участие в работах по совершенствованию нормативной правовой базы;

- проведение маркетинговых исследований РЗТ, разработка информационно-пропагандистских, рекламных материалов, отражающих инвестиционную привлекательность территорий;

- способствовать реализации международных проектов на РЗТ.
Задачи в области информационно-аналитической деятельности:

- создание и поддержание в актуальном состоянии региональных компьютерных баз данных, характеризующих радиационно-экологическую, социально-экономическую и медико-демографическую ситуацию на РЗТ;

- обеспечение доступа к информации на региональном и муниципальном уровнях с помощью современных интернет - и ГИС - технологий;

- разработка и реализация информационно-обучающих проектов среди различных групп населения, информационно-издательская деятельность;

- выявление актуальных информационных потребностей населения. Способствовать переориентации деятельности органов власти на решение проблем, актуальных для населения;

- осуществление прямой информационной связи между населением и всеми уровнями органов власти региона (доведение до сведения населения решений власти по проблемам загрязненных территорий и до разных уровней власти мнения населения территории об этих решениях и действиях);

- участие в работах по комплексной паспортизации населенных пунктов и предприятий различных форм собственности как основы для принятия ре-шений по стратегии развития территориальных ресурсов;

- подготовка материалов для принятия управленческих решений местного и регионального уровня;

- налаживание процесса информационного взаимодействия между деятельностью научной и практической - доведение до сведения практических работников на местах (медики, учителя, социальные работники) результатов исследований по проблемам радиологии.

Задачи, направленные на улучшение социально-психологической обстановки, снижение социальной напряженности населения радиационно-загрязненных территорий:

- реализовать право доступа граждан к информации о мерах государственной поддержки населения и механизмах реализации этих мер, о деятельности МЧС и органов местного самоуправления;

- оказывать действенную консультативную и правовую поддержку гражданам, разъясняя нормы действующего законодательства и правоприменительной практики в сфере социальной защиты граждан, пострадавших вследствие радиационных катастроф;

- создать постоянно действующую систему информационного обеспечения психологической защиты от травмирующей информации;

- повышать общий уровень радиоэкологической грамотности и уровень информированности населения, местных руководителей, специалистов;

- привлекать внимание международной общественности к проблемам пострадавших территорий.

Главная особенность при решении этих задач состоит не в новизне задач, а в использовании для их решения новой информации, в привлечении к работе с населением дополнительной организационной структуры, обеспеченной не-обходимыми ресурсами.

Региональные компьютерные базы данных концентрируют информацию разных ведомств, осуществляющих свою деятельность на территории. Информация характеризует социально-экономическую, медико-демографическую, радиационно-экологическую обстановку на территории. Организованная таким образом информация пригодна для принятия управленческих решений по дан-ной территории.

Значительную часть информации планируется брать из Центрального банка обобщенных данных (ЦБОД), сформированного в информационно-аналитическом центре Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН). Изучая потребности территорий, РИАЦ передает эти данные в информационно-аналитический центр ИБРАЭ РАН, который осуществляет поиск и подбор необходимой информации. Оперативность информационного обмена достигается за счет использования "быстрого" Интернета и электронной почты.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Сеть региональных информационно-аналитических центров по вопросам радиационных катастроф создается путем мобилизации существующего организационного потенциала на местах и централизованных технических и информационно-аналитических ресурсов для решения социально-психологических и социально-экономических проблем на территориях России, пострадавших от радиационных аварий и катастроф.

Рекомендуется организовать работу РИАЦ на базе существующих организационных структур (т.е. без создания новых юридических лиц), поручив им выполнение дополнительных функций. Поручение должно быть сделано от лица органа исполнительной власти региона. Поручитель должен организовать (обеспечить) выполнение функций РИАЦ, наделив соответствующую организационную структуру дополнительными полномочиями и инструментом реализации этих полномочий.

Функции РИАЦ выполняются вновь создаваемыми подразделениями вы-бранных организаций.

РИАЦ выполняет свои функции не только в областном центре, но на РЗТ региона. Для выполнения работы на РЗТ РИАЦ использует как собственный персонал, так и с разрешения органа исполнительной власти региона привлекает ресурсы организаций, функционирующих на РЗТ.

Юридическое лицо, выполняющее функции РИАЦ, не имеет цели получить прибыль от выполнения этих функций. Работа выполняется в интересах населения РЗТ. Затраты на выполнение функций РИАЦ финансируются из средств федерального бюджета (в рамках федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных катастроф до 2010 года"), регионального бюджета, бюджетов муниципальных образований.

Создаваемые в рамках программы региональные РИАЦ, взаимодействуют между собой на безвозмездной основе.

Необходимость бюджетного финансирования РИАЦ следует из положения об отсутствии прибыли от выполнения заданных функций.

Деятельность сети РИАЦ координируется с одной стороны Департаментом развития инфраструктуры МЧС России с помощью информационно-аналитического центра, создаваемого на базе ИБРАЭ РАН, с другой стороны -региональными органами исполнительной власти.



Литература

1. Анализ потребностей местного населения в информации о последствиях Чернобыльской аварии. Исследование по России. /Отчет, подготовленный в рамках проекта Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)/, М. 2004

2. Практическое руководство по совершенствованию информационных технологий при работе с населением радиоактивно загрязненных территорий. Под общей редакцией В.Н.Абрамовой, – Обнинск: ОНИЦ «Прогноз», 2004. – 156 с.

Создано: 17 Июня 2013 15:41
Последнее изменение: 17 Июня 2013 15:42